Прием в МБУ
«Национальный проект «Образование»»
Дорожная безопасность
Нам интересно Ваше мнение
Оцените уровень коррупциогенности нашего учреждения
Всего голосов:: 1
Комплексная безопасность
Услуги в электронном виде
Противодействие коррупции
Уважаемые родители!
Просим Вас оценить образовательную деятельность нашего детского сада.
Как обучать ребенка чтению, чтоб избежать проблем в школе?
- Категория: Методические материалы
- Обновлено 12.05.2020 11:39
- Создано 26.12.2019 20:25
- Дата публикации
- Автор: editor
- Просмотров: 10843
Как обучать ребенка чтению, чтоб избежать проблем в школе?
Автор: учитель-логопед Елена Валериевна Соболева
Большинство родителей признают тот факт, что современный дошкольник к моменту выпуска из детского сада должен уметь читать, хотя бы по слогам, и писать, хотя бы печатными буквами. При этом родители часто говорят, что их ребенок не хочет этому учиться и что научить ребенка чтению сложно. Возникают ситуации, когда родители ругают дошкольника за лень, за нежелание учить буквы, при этом сами взрослые тоже испытывают дискомфорт и напряжение: как же так, ведь надо успеть научиться читать до школы, а я не могу даже все буквы с ребенком выучить!
Могу предложить несколько советов и простых приемов, которые облегчат эту ситуацию и, самое главное, помогут избежать «острых углов» в школьном обучении.
Хочу утешить родителей – чтобы учиться читать, совершенно не нужно знать «в лицо» все 33 буквы русского алфавита. Вспомните букварь, по которому вы учились в школе. Выучили несколько букв – и начали складывать простые словечки: «На, Нина!» или «Мама умна».
Самое важное – научить ребенка сливать слог. Слияние согласной и гласной – основа чтения в нашем с вами языке. Если ребенок поймет, что Н и стоящая рядом с ним А – это НА, процесс чтения успешно стартовал. Согласитесь, что научить ребенка этому – сливать Н с А, или Н с У можно практически за один вечер. Что для этого нужно? Чтоб ребенок знал «в лицо», легко называл именно эти буквы – Н, А, У. Начните с них, и вы удивитесь, как легко ребенок все понял.
Для обучения я предлагаю использовать простую схему:
Н
А
Как по ней работать? Ставим палец на Н, тянем этот звук, двигаясь по дорожке (Н тянется, поэтому с него удобно начинать) – в конце «пути» плавно переходим на А.
Дорожку можно нарисовать любую – прямую, волнистую, покороче или подлинней.
Обязательно покажите – а вот как это пишется в книге:
НА и поставьте под слогом значок слияния, похожий на лежащую круглую скобку:
Такой значок мы будем использовать всегда, когда согласный будет сливаться с гласным. Этот сигнал – большое подспорье в освоении чтения. Он напоминает ребенку – надо читать вместе, слитно, а это не просто, когда знаешь только названия букв и привык называть их по отдельности.
Тут хочется предостеречь всех взрослых еще от одной ошибки: не стоит учить названия букв, принятых в алфавите – БЭ, ЭС, КА, ЭЛЬ. Для чтения нужен сам звук «в чистом виде» - /Б/, /С/, /К/, /Л/. Ведь если ребенок знает /Б/ как БЭ, то и при чтении будет его называть так же: и БА у него будет читаться /БЭ-А./
Конечно, можно рассказать детям: это буква БЭ, она читается и пишется /Б/. Но на этапе освоения чтения эта информация может оказаться не просто лишней, избыточной, она может быть помехой.
Итак, начинаем учить ребенка сливать слоги. Для этого используем согласные, которые можно произнести длительно: М, Н, С, З.
К ним присоединяем гласные А и О, которые дети запоминают самыми первыми.
У нас получится немало слогов, которые сначала будем читать по схеме с дорожкой, а затем со знаком слияния.
МА
МО
НА
НО
СА
СО
ЗА
ЗО
Еще одно важнейшее замечание: не относитесь к обучению чтению как к тяжелой и необходимой работе! Радуйтесь возможности передать ребенку очень важное умение буквально из уст в уста, заложить в него предпосылки к хорошей учебе, а может быть и к любви к чтению – такому редкому на сегодня чуду. Учите сына или дочку с любовью, «горите» сами и «зажигайте» ребенка – пусть он почувствует, как это радостно – уметь читать. И несложно! И как вы рады, что у него получается. Этот элемент – вдохновение – способен творить чудеса.
Дальше – добавим гласную У, и сделаем с ней всю работу с этими же согласными.
МУ НУ СУ ЗУ
Обязательно прочитаем все слоги, которые освоили:
МУ МА МО НУ НА НО СУ СА СО ЗУ ЗА ЗО
Удивительно, но уже на этом этапе можно показать, как читать слова:
Из двух слогов-слияний: МАМА МУМУ МОНА НАНА (смотрите разметку на рисунке)
Из слога-слияния и согласной:
НОС СОМ НАС - и тут мы научим добавлять при чтении к слиянию согласную, разметка будет выглядеть как скобка под НО и точка под С (посмотрите на рисунок)
Не торопитесь! Хорошо закрепите чтение этих слогов и этих простых словечек – пишите их для ребенка разными цветами, выкладывайте из магнитной азбуки, пишите мелом и на магнитной доске, выкладывайте их спичек или счетных палочек. Если на этом этапе поработать над тем, чтоб навык дошел до автоматизма, дальше будет легко и комфортно.
Далее вводим другие согласные – например, К, и гласные – Ы, потом Э.
Опять читаем слоги (с разметкой) и короткие слова:
МАК СОК СУК КОСА МУКА КУКУ КОЗА КОЗЫ КОСЫ СОМЫ МАМЫ и т.д.
Уже на этом этапе можно себя поздравить – ваш ребенок читает!
Как действовать дальше?
Во-первых, ориентироваться на ребенка – если ему дается очень легко усвоение чтения, добавляйте новые согласные ежедневно. Если процесс идет медленно, «посидите» на том, что осваиваете, подольше, дайте время «войти в процесс», «осмелеть».
Какие вводить буквы? Наиболее часто используемые в речи – П, Т, Д, В, Л и т.д., а такие, которые используются реже – Щ, Ц, Ф – попозже. Но если ребенку они нравятся, он их хорошо знает – вводите их.
Когда гласные А, О, У, Э, Ы хорошо освоены, учим ребенка, как читать слоги с И – потому что смягчать согласную при чтении – это новая технология, ее надо освоить вдумчиво.
Прорабатываем все знакомые ребенку согласные с гласной И, читаем слова, куда входит этот слог.
Желаю вам удачи и радости!
Готова ответить на любые вопросы >>>
Учитель-логопед Елена Валериевна Соболева